Ни для кого не секрет, что разработчики игр нередко черпают вдохновение из других областей искусства, самым близким из которых является кинематограф.
Так, Godfather вдохновил создателей Hitman: Codename 47 на одну из первых миссий о встрече триад "Красный дракон" и "Синий лотос" в небольшом ресторанчике. Есть несколько способов ее прохождения, но самый "тихий" бросается в глаза каждому знакомому с картиной Копполы: спрятать оружие в туалете, а затем вернуться за ним во время встречи. Также поступал и герой гангстерской игры Mafia: The City of Lost Heaven в миссии Happy Birthday!
В игровом мире у Mafia уникальная атмосфера. По словам разработчиков, она создавалась под влиянием фильмов Millers Crossing, Mean Streets и в основном Heat. Можно предположить, что игра что-то приобрела от них и в сюжете, но в любом случае, у Illusion Softworks заимствования получились элегантными и почти незаметными. Даже удивительно, как чехи справились с собой и не реализовали в своем детище масштабную сцену уличной перестрелки с полицией из Heat. Другие не обладают такой железной волей, и эта, без шуток, впечатляющая сцена воспроизводится в первой части Kane and Lynch и в одной из миссий GTA 4 и GTA Vice City.
К слову, Vice City можно назвать неофициальной игроизацией фильма Scarface с Аль Пачино. Разработчики перенесли в виртуальный мир не только солнечный Майами с его пальмами, пляжами, загорелыми телами и гавайскими рубашками, но даже почти весь автопарк, засветившийся в фильме. Отсылки к фильму можно найти как в сюжете и некоторых миссиях, так и в отдельных локациях: клубе "Малибу", отеле и особняке Риккардо Диаза, почти до мельчайших подробностей повторяющем поместье Тони Монтаны.
Вообще, "Рокстаровцы" заядлые киноманы и с каждой новой игрой серии вспоминают свое увлечение все чаще. В той же Vice City в одном из магазинов можно купить оружие из Pulp Fiction в том же порядке, в каком перебирал его герой Брюса Уиллиса в ломбарде для усмирения двух мужеложцев. Эта же сцена вдохновила команду, работавшую над Postal 2. В игре есть миссия, в которой главного героя прямо во время осквернения могилы своего отца хватают и вырубают реднеки. Чувак приходит в себя в латексном костюме одного из тех самых мужеложцев из фильма, а недалеко от него пара неизвестных цитирует персонажей Тарантино.
На Pulp Fiction ссылается и Max Payne в шестой главе первой части: когда Макс врывается в одну из квартир, он находит ее, на первый взгляд, пустой. Но, стоит немного задержаться, как из туалета появится неудачливый гангстер, который, обнаружив незваного гостя, спешит на кухню за оставленным у раковины пистолет-пулеметом. Remedy, по их словам, вдохновлялись не только лентами Тарантино, но и фильмами Джона Ву гонконгского периода. Возможно, это были Killer и Bullet in the Head, но их влияние настолько туманно, что тут же хочется ввернуть Payback с Мелом Гибсоном, вышедшим за два года до релиза игры. Быть может, финны даже и не видели эту картину, но, бесспорно, Max Payne имеет с ней немало общего.
Мел Гибсон снялся в главной роли и в культовом Mad Max 2. Именно этому фильму обязан своим появлением легендарный Fallout. Влияние постапокалиптической ленты заметно не только в атмосфере, но и дизайне Пустошей и их обитателей, а вечного компаньона Макса, бездомную собаку, можно присоединить к партии и в игре. В мире Mad Max 2 огромная роль отводится машинам - без них шансы выжить стремятся к нулю. Разработчики Ex Machina взяли за основу эту идею и создали свой "Fallout на колесах".
Макс и его единственный друг (Mad Max 2: The Road Warrior) |
Еще один фильм, в котором огромное значение уделяется автомобилям, Death Race 2000, стал основой безумной гоночной игры Carmageddon. Первоначально игра была приурочена к выходу сиквела и до последнего момента носила его название. Но фильм был отменен, а игра переименована - так родилась новая яркая франшиза, скандальная и жестокая. Как и оригинальная лента, Carmageddon повествует об автомобильных гонках, победить в которых можно уничтожением непричастного к гонкам населения. О корнях серии разработчики вспоминали и в следующих играх серии. Например, в Carmageddon 2: Carpocalypse Now есть водитель, чье имя является аллюзией на Сильвестра Сталлоне, исполнившего роль главного героя в фильме.
Дизайн автомобилей нашел свое отражение и в игре (Death Race 2000) |
Carmageddon был жестоким, но все-таки безбашенным и несерьезным, как и многие проекты середины девяностых. Чего только стоил Duke Nukem 3D, ставший иконой игроков целого поколения. Герцог буквально надирал задницы инопланетным свиньям и цитировал Эша, главного героя трилогии Сэма Рэйми Evil Dead. Это еще одна культовая кино-серия, оказавшая влияние на разработчиков по всему миру, в первую очередь, своим юмором. Тем не менее, в игре Blood в качестве одного из основных врагов засветилась и бегающая отрезанная рука из Evil Dead 2, без конца бормочущая «I swallow your soul».
Эш отстреливается от своей отрезанной руки (Evil Dead 2) |
Другая серия фильмов о мертвецах, Livind Dead, по словам Сидзи Миками, вдохновляла разработчиков Resident Evil. Заметить это можно по дневникам и запискам, найденным во время игры. К общему можно отнести и некую камерность происходящего: первая часть Resident Evil проходила, в основном, в особняке, вторая - в полицейском участке, так и фильмы Ромеро проходили в небольшом доме, супермаркете или на военной базе.
Мертвецы, готовые ожить в любой момент (Day of the Dead) |
Другая известная в игровом мире хоррор-серия Silent Hill также не обошлась без влияния кинематографа. Главным источником вдохновения для разработчиков стал фильм Jacob's Ladder – неспешный параноидальный триллер о сходящем с ума человеке. Шокирующая сцена с поездкой на каталке по больничным коридорам нашла свое отражение в альтернативном облике города, полном решеток и ржавчины, а таинственный безногий мужчина, как в припадке дергающий головой из стороны в сторону - в облике монстров. Более того, сюжет Silent Hill Homecoming во многом повторяет фильм, жаль только, что не лучшие его моменты. А вот психологический сюжет Silent Hill 2, напротив, вобрал в себя лучшие одни из лучших эпизодов полотна Lost Highway Дэвида Линча. И ведь разработчики не просто скопировали сюжетные повороты ленты, они придали им больше смысла и добавили немало своих идей, создав настоящий сценарный шедевр.
Начало путешествия главного героя по больнице (Jacobs Ladder) |
На режиссуру линейки Silent Hill также повлияло и другое детище Линча - сериал Twin Peaks. Камера, наблюдающая за происходящим под углом и символизирующая душевное состояние персонажей - это не выдумка Konami. Сериал повествует о маленьком тихом американском городке, в котором каждый житель имеет свои душевные проблемы и скелеты в шкафу. Как бы это ни было странно, но Twin Peaks мало повлиял на облик Сайлент Хилла, гораздо в большей степени - на облик городка и характер жителей Брайт Фоллс, где происходит действие психологического триллера Alan Wake.
Сюрреалистичный вход в Черный Вигвам (Twin Peaks) |
Сегодня многие разработчики еще до выхода игры называют источниками вдохновения фильмы. Создатели Crysis 2 строят разрушенный Нью-Йорк по кадрам I Am Legend и The Day After Tomorrow, а L.A. Noir будет полон отсылок на криминальные драмы Detour, Chinatown и L.A. Confidential.
Игры многое берут от кино и вряд ли еще доросли до полной независимости. Но все эти заимствования ни в коем случае не плагиат. Иногда - всего лишь дань уважения, иногда - действительно творческое доведение идеи до идеала. Но чаще - разработчики просто сами хотят принять участие в сценах, виденных на экране кинотеатра, а вместе с тем, и дать ту же возможность нам.